hей

Новый свет

Открытия хасидизма во всех областях

В качестве приложения к данному исследованию, следует добавить, что внутреннее изменение подхода, произведенное хасидизмом, открытия в каббале и обновление намерение сердца в служении Вс-вышнему, изменило также отношение ко всему окружающему ("внешнему") миру в целом.

Хасидизм освещает новым светом многие области в жизни человека, далеко за пределами знакомой области собственно служения Вс-вышнему – хотя, как понятно, что именно привнесение нового смысла и новой жизненности в служении Вс-вышнему – есть самая внутренняя точка всего учения хасидизма.

Более того, как это неоднократно указывалось во всем настоящем исследовании, в хасидизме существует подсознательное стремление выйти из "квадратных" рамок служения Вс-вышнему, понимаемого в узком, ограниченном смысле, и раскрыть Б-жественный свет во всем существовании, во всех областях мироздания и во всех областях жизни. Поэтому совершенно естественно, что хасидизм освещает внутренним новым светом каждую тему, которой он занимается.

И еще: подход хасидизма, утверждающий, что в любой области мироздания можно и нужно найти раскрытие Б-жественности – порождает также вывод, что занятие различными областями Творения раскроет различные многообразные света, которые вернутся и осветят новым светом основную тему, из которой они вышли – путь служения Вс-вышнему в молитве, изучении Торы и исполнении заповедей.

Другими словами, занятие различными областями материальности, рассматриваемое сквозь призму хасидизма, не только приносит "прибыль" во внутреннем постижении той области, которой занимаются – "вторичную" прибыль относительно служения Вс-вышнему, являющегося основой жизни еврея – но возвращается в служение Вс-выншему и раскрывает в нем более новые, более глубокие, аспекты.

На языке каббалы, поднятие искр Б-жественности из сотворенной реальности называется "подъемом женских вод", которые пробуждают "притяжение мужских вод". Реальность (и Б-жественный свет, скрывающийся в ней) – это аспект женского начала, сосуд, раскрытый для восприятия и изменения, по отношению к (раскрытому) Б-жественному свету, воздействующему на мир "снаружи". Раскрытие Б-жественности в (женской) действительности – это пробуждение, призывающее новое раскрытие Б-жественности прийти и светить, и область Б-жественности (мужская) отвечает новым пробуждением, обогащающим ее саму.

Четыре темы:

В общем, есть четыре "горячих" и интересных темы, в которых особенно ощутим свет и новизна подходов хасидизма, и это особенно подчеркивается в нашем поколении – последнем поколении изгнания и первом поколении избавления – которое удостоилось, что многие аспекты жизни еврейского народа стали частью общественной жизни, и само собой, расширились, вышли за рамки служения Вс-вышнему, понимаемого в узком смысле, и достигли всех областей жизни, в которых живет и занимается народ. Четыре эти темы также соответствуют общему строению имени Вс-вышнего, как это было представлено в предшествующих главах.

Вершина этой структуры – "коцо шел йуд" ("вершина буквы йуд") на языке каббалы – это основная тема хасидизма - служение Вс-вышнему. "Коцо шел йуд" каждой структуры – это общее "силовое поле", простирающееся над всеми деталями структуры – воля, приводящее в движение весь процесс раскрытия свойств, скрывающихся в имени Гавайе, да будет оно благословенно.

Так, в нашем вопросе, стремление служить Вс-вышнему истинно – есть внутреннее желание, бьющее в каждом "гиюре" и освещении "внешних" тем с помощью учения хасидизма – занятие каждой областью пронизывает желание связать эту область со Святостью, и раскрыть тот особый новый свет, который она привносит в служение Вс-вышнему.

Коцо шел йуд (вершина буквы йуд) – служение Вс-вышнему

Йуд = Тора и наука

hей – учение о душе

Вов – Шхина между ними

hей – Царство Израиля

Тора и наука

Тема взаимосвязи между Торой и наукой в общем, и поиски духовного смысла в мире науки в частности, освещается новым сущностным светом именно посредством занятия внутренней Торой и учением хасидизма. Как понятно, не идет речь об "устранении противоречий" – истинных или мнимых – между Торой и наукой. "Устранение противоречий" – контрпродуктивно как для Торы, так и для науки, и не раскрывает никакой новой ценности собственно в науке – это апологетика, воспринимающая научную истину как нечто абсолютное, и использующая научный аппарат для того, чтобы доказать, что не существует никакого противоречия между Торой и наукой.

Даже когда внутреннее сознание верит Торе больше, чем полагается на науку – все равно, когда занимаются "разъяснением противоречий" –это делается с помощью научных инструментов и формулировок – методом поиска научной истины, а не путем поиска Б-жественного указания Торы (напротив, когда к этим "противоречиям" подходят с истинными инструментами Торы – т.е., стремясь найти религиозный смысл в этом – тогда раскрывается также Б-жественное наставление, которому учит Тора – а не только абстрактная реальность, описываемая наукой).

Истинная связь между Торой и наукой –это обращение науки к инструментам Торы – поиск религиозного, Б-жественного смысла в собственно науке, и взаимное оплодотворение как областей Торы, так и областей науки, происходящее как результат контакта и диалога между ними. Каббала дает нам подход, в соответствии с которым все существующее – это "пример", "притча", чтобы постичь Б-жественность. Само собой, каждый из "примеров" и "притч" – т.е., каждое новое открытие, которое открывает наука в материальности мира – есть нечто особенное, подчеркивающее определенный аспект Б-жественности. Каббала дает также инструменты, с помошью которых возможно расшифровать научную "притчу", и раскрыть, какой конкретный смысл сокрыт в каждой "притче" – ибо первичный смысл слова каббала означает "уподобление" (ибо корень קבל  появляется в Торе лишь в смысле параллельности – מקבילות הלולאות), и каббала представляет системы, с помощью которых (и по подобию которых) был сотворен мир. Истинный мудрец каббалы способен правильно сопоставить реальность ее Б-жественному корню, и вызвать взаимное оплодотворение между тем, что известно о высшем корне (объясняемом в каббале) и нижней реальностью (которую описывает наука) – взаимное оплодотворение между высшими водами и нижними водами.

Однако, каббалистическое строение, раскрывающееся посредством каббалистической мудрости – это еще не Тора – хотя, возможно, оно действует гораздо сильнее внутри души, оказывая воздействие, являющееся истинным смыслом занятия наукой – восхищение творениями Вс-вышнего, раскрывая корни этих явлений, в качестве творений Вс-вышнего, и "возвращая" явным образом  отстраненную и холодную науку к миру творений Вс-вышнего. Тора – это практическое наставление в жизни человека. Только хасидизм переводит каббалистическое "сообщение", раскрывающееся из науки, в "кодировку" Торы, затрагивающую служение человека Вс-вышнему. Истинное религиозное понимание связи между Торой и наукой зависит от внутреннего взгляда сокровенной Торы, соединяющей внутри себя каббалу и хасидизм.

В общем, занятие наукой – областью, претендующей на объективность, а не темами, понимание которых существенным образом зависит от субъективного отношения человека – соответствует сфире хохма, внутреннее содержание которой – подчинение, самоустранение перед истиной, раскрывающейся человеку извне (в отличие от смысла, раскрывающегося в результате личного размышления, частного смысла, происходящего из размышления, подчеркивающего существование человека и способ его мышления в большей степени, чем истины, изучением которой занимаются). Если наука не несет в себе никакого Б-жественного содержания – то она относится к хохма со стороны клипы, поскольку есть в ней подчинение перед реальностью, отдельной от Б-жественности (вплоть до того, что много раз в истории наука воспринималась как "замена" связи с Вс-вышним, не дай Б-г). Но когда наука связана подобающим образом с служением Вс-вышнему – тогда она добавляет в мудрости Святости – йуд в имени Гавайе, да будет оно благословенно.

Более конкретно, как объяснялось выше, поиск Б-жественного света в науке проистекает из подхода, что цимцум не следует понимать по простому смыслу – что Вс-вышний и Его "сообщения" раскрываются во всей реальности, и действительность – это не только далекий "притча" на Б-жественный смысл (и тогда лучше "раздеть" притчу от ее "одежд", и подняться к одной только "морали"; однако, если цимцум не следует воспринимать буквально – тогда следует искать Вс-вышнего в самой "притче"). Занятие объективной наукой и поиски Б-жественности внутри нее – происходят из сознания, что сама действительность – первичный "вакуум", внутри которого находятся миры (даже до того, как можно говорить о творениях, обладающих субъективным сознанием, населяющих это пространство) – не "пусто", не дай Б-г, от Б-жественности.

[Следует объяснить, почему, несмотря на то, что работа "во всех своих путях познай Его" сопоставлена последней букве hей, сфире малхус, тем не менее, соотношение между Торой и наукой сопоставлено сфире хохма.

Понимание того, что бирур не следует понимать буквально, относится к субъективным "путям" человека, из которых нет необходимости искоренять их самостоятельное содержание и выносить из них лишь пользу в служении Вс-вышнему – подобно тому, как это в работе бирурим – но есть путь делать их во всем их частном смысле и реальности в святости. Напротив этого, понимание того, что цимцум не по простому смыслу, и раскрытие Б-жественного света в науке все еще не затрагивают собственный "чувственный" образ этих вещей, и даже наоборот: Б-жественное раскрытие в "вакууме" цимцума, в самой, кажущейся не-Б-жественной реальности, пробуждает мысль, что "научная" реальность не пуста от Б-жественности – ибо невозможно, чтобы творение само по себе было бы не Б-жественным – но именно поэтому кажется, что субъективный смысл и реальность, которые придает ей человек, противоречат Б-жественности, и есть необходимость в очищении объекта от субъективной "упаковки", которую дает ему человек. Только после первичного понимания, что в самой сущности действительности находится Вс-вышний, есть необходимость открыть, что также в подобии действительности есть Б-жественный свет, и возможно мобилизовать его полностью для служения Вс-вышнему].

Учение о душе

Еще одна важнейшая тема, осветившаяся истинным светом Торы посредством учения хасидизма – это сфера психологии – учение о душе во всех его областях. Рамбам описывает мудреца и праведника как "врачевателя души", а хасидизм – вернувший в центр служения Вс-вышнему праведника, указывающего человеку путь – вернулся к тому, чтобы найти путь истинного излечения души. Однако, до появления хасидизма религиозное врачевание души сосредотачивалось на указаниях, как человеку следует исправлять свои дурные качества, и как он должен взвешивать свои пути – и это не есть "психология" в современном смысле этого понятия, ибо здесь отсутствует углубление в строение души, а есть только поверхностное указание "как следует себя вести".

Напротив этого, хасидизм дал место душе человека, как сущности, которую следует исследовать, как отдельную Тору  – и не только как "машине", которую используют для получения заранее известной пользы, но не более того – и "расшифровал" глубинную мощь души человека, ее свойства и ее изъяны, и путь, как исправить их. Снова – также здесь, каббалистическая структура – тот самый "Б-жественный образ", по которому сотворен человек – создала первичную систему понятий для постижения души, однако только хасидизм нашел путь, как "расшифровать" комментарии каббалы, занимающиеся Б-жественностью, как относящиеся к душе человека (и тем самым удалил опасность "овеществления" от всего занятия каббалой).

Поскольку хасидизм сконцентрирован на любви к другому еврею, кем бы он ни был и где бы он ни находился, он раскрывает, что основное намерение всей системы мироздания, описываемой каббалой – это раскрытие этих вещей в душе – и потому хасидизм ищет раскрытия наставления, касающегося души человека, в каждом и каждом из толкований каббалы. Правильное Б-жественное понимание души человека приводит само собой путь, как подходить к ее переломам и кризисам, и исправить ее, раскрывая при этом корень проблем, и подходя к их лечению глубоко и тонко (и также извлекая пользу из любого положения, в каком бы ни находился человек – поскольку также оно выражает определенный Б-жественный свет).

Занятие учением о душе соответствует высшей букве hей Имени – сущность переживаний человека относится в основном к области эмоций, шесть направлений в ЗО, однако, углубленное изучение строения души и ее переживаний – относится к сфире бина, окружающей эмоциональную область и осмысляющую ее снаружи. Это подчеркивается еще более, когда идет речь о лечении – изменении разбитых чувств, или оберегании эмоциональной сферы от кризисов – что тогда назначение бины – направить чувства, исправить их и сберечь их. В общем, вся психология занимается исправлением "разбиения сосудов" в душе – исправлением всех кризисов, которые переживает человек – и основы психологии в каббале учатся в основном из широкого рассмотрения темы разбиения сосудов и их исправления (и поэтому Адмур Магараш сказал, что для него изучение Эц Хаим – это изучение мусар[1], поскольку большая часть этой книги занимается разбитыми мидот и их исправлением). Как упоминалось, разбиение сосудов относится целиком к имени סג, соответствующему высшей букве hей Имени.

Шхина между ними

Отношения между мужем и женой – по-простому, это тема, которая более, чем какая-либо другая, может удостоиться озарения светом учения каббалы – поскольку большая часть каббалы занимается различными положениями зивугим (букв. "брак", "соитие") или подготовкой к ним, и описанием отношений между различными парцуфим. Однако, в первых поколениях этот аспект каббалы затрагивал отношения между мужем и женой в основном в смысле внутренних каванот в зивуг (т.е., отношение к человеческому зивугу как примеру на зивуг высших парцуфим, и также попытке направить человека внизу в соответствии с порядком времен и высшими установлениями).

Подобно тому, как каббала в целом видела пример человека – сотворение человека по "Б-жественному образу" – в основном с его телесной стороны (и поэтому в Зогаре и Аризале органы человеческого тела сопоставлены сфирот), и только хасидизм раскрыл, что основной смысл этого примера – это именно душа человека, так и в отношении между мужем и женой – в каббале большая часть следствий высших зивугим относится только к физическому зивугу между мужем и женой, и только хасидизм раскрыл, каким образом структуры отношений в каббале указывают на правильный путь построения системы отношений, физической и духовной, между мужем и женой.

Вся область отношений между мужем и женой соответствует букве Вов Имени – в которой заключены свойства соединения между мужем и женой – головка буквы Вов  (заключающая в себе шесть эмоций сердца, в тайне "ключа, открывающего шесть замков") – это сфира даат – способность соединения "веhоодом йода эс Хаво иштой[2]", а окончание Вов (воспринимающего внутрь себя свет пяти эмоций, предшествующих ему) – это сфира йесод – сущность союза, соединяющего мужчину и женщину. Как понятно, все изучение единения и контакта между мужем и женой выводится из изучения тайны парфуцим и их единения, соответствующих букве Вов в каббале Аризаля, как говорилось выше.

В еще большей степени это учится из основного йихуд – йихуд между Вс-вышним и каждым евреем, как открыл хасидизм в этой области (как понятно, эта тема, так же как и другие темы, о которых говорилось – "пришла учиться и стала учителем", делая эти идеи более наглядными с помощью дополнительных примеров).

Царство Израиля

Еще одна тема, раскрывшаяся, в основном, в нашем поколении – это свет, которым освещает учение хасидизма область общественной жизни – заповеди, исполнение которых возложено на общество в целом, главнейшая из которых – назначение царя.

Само отношение к народу Израиля как к единому живому организму, у которого есть голова, сердце и остальные органы, характерно для хасидизма. Для хасидизма это не просто абстрактный теоретический принцип, но – ежедневная практика. Вся жизнь хасида основана на связи с праведником, который "сердце народа Израиля", подобно тому, как это должно быть у царя.

Более глубоко – лишенные внутреннего света, законы общественной жизни представляются некоей организационной схемой, очень подходящей для составляющих ее индивидуумов – технической, по своей сути, системой – позволяющей составляющим ее отдельным личностям служить Вс-вышнему.

Способность построить святое общество, общество, все поведение которого – свято на уровне нации в целом – и тем самым поднимающее и продвигающее индивидуумов на уровень гораздо более высокий, чем тот, которого они способны достичь самостоятельно – зависит от способности увидеть в самой реальности (во всей ее материальности, столь явственно ощущаемой особенно в национальной организации) - Б-жественный свет. Без такой способности вся организационная система выглядит сухой оболочкой жизни, структурой, единственный смысл которой – обеспечить наиболее комфортные условия служения Вс-вышнему для возвышенных индивидуумов.

Хотя если заповеди, возложенные на общество – это заповеди Торы (что явно отлично и даже противоположно тем областям, о которых шла речь ранее), тем не менее, кажется, что служение Вс-вышнему в живом и добровольном смысле невозможно для общества – внутренний "резонанс" со Святостью кажется возможным лишь в личном служении Вс-вышнему, в то время как общественное Б-жественное служение означает вести себя в соответствии с абстрактным идеалом, но не следует ожидать от него личной самоидентификации и внутреннего "резонанса" с ним.

Так, по ошибке, воспринимается хасидизм снаружи - как заменивший идею (физического) избавления еврейского народа как нации в целом на (духовное) избавление индивидуума, из-за того, что хасидизм делает акцент на внутреннюю самоидентификацию человека с Б-жественностью. Однако, в действительности, хасидизм стремится поднять уровень личной самоидентификации также до служения общества в целом.

Изначальное понятие работы "бирурим" требует изоляции живого индивидуума от общества, в котором он находится (когда отношение к обществу строится таким образом, чтобы оно как можно меньше мешало, но нет шанса поднять его целиком). Напротив этого – путь хасидизма подчеркивает, что в обществе в целом – в  общественной структуре, построенной целиком, на первый взгляд, на личных интересах, "твоих путях" – есть искра, близкая к "факелу". Поэтому, несомненно, есть место верить, что общественное здание целиком может быть Б-жественным и внутренним, выражать "источник света" и идентифицировать себя с ним.

По простому, вся тема строительства еврейского царства – это аспект последней буквы hей в Имени – сфира малхус. Так и все исправление действительности в царстве Ша-да-й зависит от построения сфиры малхус, очищающей сотворенный мир. Как объяснялось, полное исправление действительности зависит именно от хасидского подхода, к понятию "бирур", в соответствии с которым "доверяют" реальности в целом, и стремятся раскрыть Б-жественность также в реальности как в "земном царстве" – стоящем напротив, на первый взгляд, "небесного царства", и придающему мирам собственный смысл. Это отношение позволяет раскрыть, каким образом общественный организм – это не только средство для достижения позитивных идеалов ( - само собой, любое средство склонно становиться грубым и и ограниченным, обслуживать себя, не соотнося себя с целью и отдаляясь от нее, если нет постоянного усилия направить его на правильный путь) но есть Б-жественный свет и превосходство в самой "политике" – подобно тому, как в самой реальности есть Б-жественный свет (ощутимый и реальный), в дополнение к свету составляющих ее частей.

 

 



[1] Мусор - Моральное учение

[2] "И человек познал Хаву, свою жену" (Берейшис 4, 1)

Просмотров данной страницы 2324
Рейтинг данной страницы: 4.6667
Оцените данный материал: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ваше имя и/или email (не обязательно):

Powered by MODx - Mollio
MODx Content Manager »

« MODx Parse Error »

MODx encountered the following error while attempting to parse the requested resource:
« PHP Parse Error »
 
PHP error debug
  Error: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/galeinai/public_html/manager/includes/document.parser.class.inc.php:466) 
  Error type/ Nr.: Warning - 2 
  File: /home/galeinai/public_html/manager/includes/document.parser.class.inc.php 
  Line: 430 
  Line 430 source: header($header);  
 
Parser timing
  MySQL: 0.0174 s s(28 Requests)
  PHP: 0.0911 s s 
  Total: 0.1085 s s