Бет
Открытия каббалы Аризаля
Путь Баал Шем Това основан на глубоких каббалистических идеях, и Баал Шем Тов считается открывателем нового пути в каббале – дополняющего и дающего глубокое и новое внутреннее объяснение двум путям каббалы, которые предшествовали ему: пути Рашби и пути Аризаля. Для того, чтобы понять четыре открытия Баал Шем Това в служении Вс-вышнему, следует найти их корень в новом объяснении, которое дал Баал Шем Тов основам каббалы Аризаля, но для этого нужно сначала объяснить основные открытия Аризаля в каббале:
Четыре основы
Четыре основания каббалы – соответствующие четырем буквам Имени Вс-вышнего – открыл Аризаль на основе каббалы "десяти сфирот" первых каббалистов, которой занимались вплоть до его поколения (каббала, берущая свое начало в книге Зогар, которую составил Рашби, грандиозное завершение которой мы находим в книгах Рамака, последнего каббалиста перед Ари):
Цимцум
В учении первых каббалистов Б-жественные силы и все творение рассматривались как происходящее посредством причинно-следственной цепочки непосредственно от самого Творца. Аризаль открыл, что для творения сотворенных миров, и для того, чтобы создать возможность для раскрытия Б-жественных сил, заключенных в этих творениях, есть необходимость в создании "вакуума", "пространства", свободного от присутствия Бесконечного Света Вс-вышнего, ибо из Бесконечности Вс-вышнего не может быть сотворено ограниченное творение посредством опускания по цепочке причинно-следственных связей (hишталшелус[5]). Основа идеи цимцум – это создание "вакуума" – пространства, свободного от (явного) Б-жественного присутствия, представляющего собой "место" для творения. Место для творения – "вакуум", создавшийся в результате первичного цимцум (и цимцумим после него) – служит сосудом, в который облачаются Б-жественные силы, светящие внутри этого творения. Буква י имени Вс-вышнего указывает на точечное и сокращенное раскрытие Б-жественного света после сокрытия Бесконечного света.
Швира
Первые каббалисты рассматривали творение как "гладкий" процесс, лишенный кризисов. Аризаль раскрыл, на основании слов Разал, что Вс-вышний "творит миры и разрушает их", что миру Тикун – наиболее высокой ступени нашего сегодняшнего мира – предшествовал "мир Тоhу", разрушенный во время "разбиения сосудов". Обломки сосудов "мира хаоса" служат базой для реальности, в которой мы живем, и это объясняет, почему наш мир не настолько полон добра и света, как это подобает миру, творимому Б-жественным светом.
Б-жественная сила, в которой произошло "разбиение сосудов" – это имя סג (милуй[6] имени Гавайе следующим образом: יוד הי ואו הי), которое соответствует букве высшей (первой) букве ה Имени.
Парцуф
В каббале "десяти сфирот" первых каббалистов суть творения рассматривалась как единая структура десяти сфирот, и каждая сфира представлялась определенной "точечной" силой, одной из множества сил, действующих в реальности. Аризаль открыл, что существует органическое сочетание между различными сфирот, и само собой, каждая сила развивается из одной "точки" в полную совершенную структуру, заключающую в себе все десять сфирот, действующую и относящуюся к другим сфирот как "личность", а не как безличностная "деталь" в общей механистической структуре.
Цельность парцуфим – это тайна имени מה (милуй имени Вс-вышнего следующим образом: יוד הא ואו הא) в Ацилус, имеющего гиматрию אדם – и соответствующее букве ו Имени.
Бирур
Из открытий Аризаля в идее "разбиения сосудов" и падения искр-обломков от них в нижний мир, в котором мы находимся, следует также базовое открытие в служении человека в соответствии с учением Ари – работа бирурим. Работа нижних в материальном мире имеет целью "искупление" искр, "плененных" в клипот[7] нижних миров. Отделение и очищение добра от зла в творении – посредством Торы, молитвы и добрых дел – поднимает святые искры из реальности нижнего мира в исправленный мир Ацилус, в котором нет обломков от "мира хаоса".
Сила, очищающая искры, и поднимающая их – это сфира малхус[8], соответствующая нижней (последней) букве ה Имени (связь этого открытия о открытием в "разбиении сосудов" – это тайна "הא בהא תליא", и достаточно постигающему).
[3] Структура (сфиры)
[4] Очищение (мира)
[5] Гишталшелус - Система мироздания (система опускания и сокращения жизненности со ступени на ступень вплоть до этого нижнего материального мира)
[6] Букв. "наполнение", т.е., буквы, составляющие название буквы, напр. "наполнение" Алеф - это алеф-ламед-фей и т.д.